Куда подавать жалобу в ФАС

На законодательном уровне определены органы, исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчиков (иных лиц). В соовтетствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 таким органом является Федеральная антимонопольная служба, которая осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через ее территориальные органы согласно требованиям регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
Согласно части 17 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее – Закон) жалоба подается в:
 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд;
 контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну;
 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
 орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
При этом, главным документом, которым руководствуется антимонопольная служба при определении подведомственности и рассмотрении жалоб является «Административный регламент по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (Далее - Регламент). Действие данного регламента распространяется на определение подведомственности по жалобам, подаваемым в соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-223.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3.9 Регламента, непосредственно ФАС России рассматривает следующие жалобы:
 на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для федеральных нужд государственным органом (в том числе органом государственной власти), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом;
 на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при применении закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
 на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
 на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, если не определена иная подведомстенность;
 в иных случаях, предусмотренных настоящим Регламентом.
В соответствии с пунктом 3.10 Регламента, территориальный орган рассматривает следующие жалобы:
 для обеспечения федеральных нужд территориальными органами государственного органа Российской Федерации (в том числе органом государственной власти), органа управления государственными внебюджетными фондами либо государственным казенным учреждением;
 для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
 для обеспечения муниципальных нужд;
 осуществляемых бюджетным учреждением;
 осуществляемых автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями, в отношении которых применяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие контроль в сфере закупок.
Важно отметить, что согласно пункту 3.11 Регламента, приказом ФАС России может быть определена дополнительная подведомственность рассмотрения жалоб. Так, например согласно Приказу от 13.10.2015 N 955/15 «О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также при осуществлении полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», территориальным органам ФАС России поручено передавать дела для рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок закупок, цена которых равна или превышает один миллиард рублей.
Вместо выводов:
Тем не менее, в случае, если жалоба, по ошибке или с какими-либо целями, подана не по подведомственности - орган исполнительной власти, в который она подана, в течение одного рабочего дня передает такую жалобу по подведомственности. Однако, согласно пункту 3.19, в случае если жалоба передана в контрольный орган для рассмотрения по подведомственности, днем поступления жалобы считается день поступления жалобы в контрольный орган, в который такая жалоба была подана участником закупки первоначально.
Удачного Вам участия и побед в закупках!
Получить бесплатную консультацию у юриста