Перед бесплатной консультацией мы проверим действия заказчика, проведем полную экспертизу документации и подготовим линию Вашей защиты:

Пожалуйста, введите данные
Пожалуйста, введите данные

Доводы и доказательственная база в жалобе

Важнейшим элементом жалобы в ФАС являются доводы заявителя и подтверждающие их доказательства. Особое внимание стоит обратить на допустимость доводов на конкретном этапе проведения закупки согласно действующему законодательству, ведь в случае обжалования документации на этапе рассмотреня заявок - жалобу вернут без рассмотрения.

При подготовке жалобы необходимо понимать ее нормативную основу и цели, так как в зависимости от них жалобу можно будет интерпретировать как жалобу подаваемую в соовтетствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ или Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ. А это в свою очередь повлияет на сроки рассмотрения и правовые последствия рассмотрения жалобы.

Основания для подачи жалобы согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее - Закон):

Закон разделяет возможность обжалования документации о закупке и действий Заказчика (или иного лица) по этапам. По общему правилу до даты окончания подачи заявок можно жаловаться на документацию и на действия Заказчика, после даты окончания подачи заявок - только на действия Заказчика.

Основания обжалования документации можно условно разделить на обжалование «не законных требований» и обжалование «полноты информации». Так как Закон не содержит закрытого списка оснований - жаловаться можно на любое отступление от норм законодательства. Наиболее распространненными основаниями для обжалования документации являются:

➤ незаконные требования в описании закупки (в том числе, требования приводящие к ограничению конкуренции);

➤ неконкретные требования в описании закупки, не позволяющие сформировать предложение;

➤ требования о поставке товаров определенного производителя;

➤ необоснованные требования наличия лицензий или иных разрешительных документов;

➤ незаконные требования к участникам закупки (установление требований к опыту, квалификации и др.);

➤ отсутствие инструкции по подготовке заявок;

➤ нарушение статьи 33 Закона при описании объекта закупки;

➤ установление критериев оценки и сопроставления заявок в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закртытого перечня обжалования действий Заказчика или иного лица, чьи действия (бездействие) привели к нарушению норм законодательства, так же нет, поэтому любое отступление от норм законодательства о контрактой системе является основанием для подачи жалобы. Среди них самые распространенные:

➤ необоснованное отклонение заявки на участие в аукционе или конкурсе;

➤ отсутствие ответа на запрос о разъяснении;

➤ незаконный отказ от заключения контракта;

➤ незаконное включение в контракт отличных условий от условий в документации и заявке.

Основания для подачи жалобы согласно Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:

ФЗ-223 не регламентирует порядок обжалования документации и действий Заказчика, при этом, в соответствии с частью 10 статьи 3 ФЗ-223, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

➤ неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

➤ предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

➤ осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

➤ неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основания для подачи жалобы согласно Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

Главным условием принятия к рассмотрению жалобы по данному закону является подача заявки заявителем на участие в закупке или нарушение законных прав и интересов заявителя. При этом ФЗ-135 не содержит четких сроков рассмотрения такой жалобы, а так же закрытого перечня оснований, поэтому заявитель в первую очередь должен руководствоваться нормативными актами, в соовтетствии с которыми проведена закупка. Так же стоит отметить, что рассмотрение жалоб по данному закону не связано с заключением заказчиками контрактов или договорв, поэтому подавать жалобу необходимо таким образом, что бы комиссия успела рассмотреть ее и вынести предписание для исполнения до момента заключения контракта или договора.

Вместо выводов:

Проверяет ли ФАС все доводы и объяснения по жалобе - если правильно их изложить проверяет. Главная задача заявителя - доказать комиссии, что он заинтересованное в участии в закупке лицо, и его права и законные интересы нарушены. Не стоит забывать о том, что антимонопольная служба - это орган исполнительной власти, а не судебной, поэтому доказательства заинтересованности и нарушения прав должны предоставляться каждый раз индивидуально, т.е. просто сослаться на схожее решение другой комиссии или другого управления ФАС будет не достаточно.

Удачного Вам участия и побед в закупках!

Получить бесплатную консультацию у юриста